Форум » Факты » Дюна (Dune) » Ответить

Дюна (Dune)

Nick: .

Ответов - 2

Nick: Иллюзии «Дюны» Дэвида Линча У фильма "Дюна" очень длинная история: история сценария и прав на экранизацию, переходивших из рук в руки несколько раз, за это время было предпринято несколько попыток снять фильм, но все неудачные (подробно я сейчас все это описывать не буду, эта история интересна и требует отдельной публикации). Потом сценарий несколько лет просто валялся, пока в 1976 году «Дюне», наконец, не повезло – ее купил Дино Де Лаурентис (Dino De Laurentiis), который сразу начал искать режиссера. Сначала он предложил это кресло Ридли Скотту (Ridley Scott), но они не сошлись во мнениях о проекте, поэтому съемку снова отложили. После успеха «Человека-слона» внимание Де Лаурентиса привлек Дэвид Линч (David Lynch), который прочитал книгу Герберта и переписал сценарий. После длительных поисков локаций для фильма остановились на Мексике, а точнее – на студии Churubusco, у которой было восемь павильонов, три открытых площадки и довольно много места для натурных съемок. Задача, стоявшая перед Дэвидом Линчем во время экранизации культовой книги Фрэнка Герберта, была довольно сложна: удовлетворить одновременно многочисленную армию поклонников саги, и рассказать о «Дюне» тем зрителям, которые не знакомы с книгой-первоисточником. Это произведение вообще довольно сложно перевести на визуальный язык, тем более, что книга не включает в себя чертежи харвестера или планы замка Атридесов. Подготовительный период занял шесть месяцев, съемка, на которой было занято до четырех съемочных групп одновременно – еще шесть месяцев, и постпродакшн, включающий съемку моделей и создание других спецэффектов, длился еще пять месяцев. Съемки «Дюны» началась 30 марта 1983 года в Мехико. Концепт-арт и производственный дизайн В фильме "Дюна" люди относительно недавно покинули Землю, и Линч хотел, чтобы этот факт нашел свое отражение во внешнем виде всех бытовых предметов. В итоге в фильме встречаются стили разных национальностей и времен: египетский, венецианский, викторианский. Каладан, дом Атридесов, это зеленая планета, покрытая водными пространствами. Посему для декорирования помещений здесь применялись натуральные материалы – дерево и кожа. Арракис – пустынный и скалистый мир. Концепт-дизайн его интерьеров Линч создавал, находясь под впечатлением от поездки в Венецию. Мозаики собора Святого Марка вдохновили режиссера на создание мозаик и в декорациях. Два месяца ушло на ручную работу по выкладке сложных узоров на полу. Художественный отдел «Дюны» был интернациональным: здесь были англичане, американцы, итальянцы, испанцы и мексиканцы, но все прекрасно понимали друг друга, потому что говорили на универсальном языке – языке искусства. Им проще было нарисовать друг другу концепт, чем рассказать, как они себе это представляют. Энтони Мастерс (Anthony Masters), производственный дизайнер, и Дэвид Линч часто сидели вместе в мастерской, и методом мозгового штурма изобретали существ, интерьеры и гаджеты. Для Линча было важно, чтобы каждый мир имел свой внешний вид. Режиссер сам постоянно делал наброски - даже на салфетках в ресторане - деталек, орнаментов и бытовых вещей. Он не хотел, чтобы фильм выглядел как научная фантастика, он хотел, чтобы каждая вещь была функциональной. В итоге было сделано огромное количество набросков. Все начиналось с раскадровок и концептов, тогда декораторы и бутафорский отдел знал, что и в каком количестве надо сделать для фильма. После этого дизайнеры продумывали масштаб вещей и конструкций, которые потом надо будет создать. Чертежи декораций и бутафории передавали в бутафорский отдел, где и мастерили все необходимое. Из всех локаций, созданных Тони Мастерсом для этого фильма, самой впечатляющей был тронный зал Императора. Декорация была построена из дерева и гипса, но облицовка должна была сказать зрителю, что все сделано из чистого золота, в том числе 24 тысячи сталактитов, которые на самом деле были сделаны из полистирола, их создавали и развешивали вручную три месяца. Вообще, для фильма "Дюна" нужно было сделать огромное число моделей, бутафории и декораций – требовалось сделать 400 сцен, включающих хромакей, модели и механические эффекты на площадке. Режиссером второй съемочной группы, снимавшей только модели, был Брайан Смитис (Brian Smithies), он также отвечал за создание ста моделей и был модельным супервайзером. Еще одна съемочная группа под руководством Барри Нолана (Barry Nolan) снимала только сцены с оптическими эффектами. Костюмы Костюмы для персонажей «Дюны» создавались под руководством дизайнера по костюмам Роба Рингвуда (Bob Ringwood). Сорок пять человек его мастерской одновременно создавали костюмы для трех разных съемочных групп, снимавших одновременно в трех разных локациях. Всего для фильма было создано около четырех тысяч костюмов. Чтобы костюмы идеально подходили всем главным персонажам, Роб дождался, когда на эти роли утвердят актеров, и только потом принялся за дизайн, поэтому большинство костюмов создавались уже в Мексике. А вот ткани – шелк и парчу – импортировали из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Найти материалы было легко, сложнее было доставить их в Мехико. Иногда материалы задерживали на мексиканской границе. Поэтому всей швейной мастерской пришлось переквалифицироваться в контрабандистов, и провозить ткани в своих чемоданах во время путешествий между мексиканской студией и офисом компании. Костюмы также отражали разные земные эпохи, а не представляли высокотехнологичную космическую оперу. Например, воротники Бене Джессерит – это явная отсылка к эпохе Тюдоров. То, что носили в доме Атридесов, напоминало русскую армию начала 19-го века, а костюмы фременов – явно имели восточный привкус. Самым интересным костюмом для Роба был стилсют. На умирающей без воды планете этот костюм представлял собой персональный завод по сохранению и переработке воды, больше похожий на скафандр. Все выделения тела сохраняются и очищаются, превращаясь в воду, которую можно пить. Для стилсютов делали отливку тела каждого человека, который должен его носить, после чего отливали копию тела в оргстекле, а уже потом клеили на нее части из резины, а сверху цепляли все проводки и трубки, после чего накладывали слой тонкого латекса и сушили все изделие в печке. Костюмы были очень удобны в носке, пока человек не выходил в нем в пустыню на пятидесятиградусную жару. Но самым сложным был костюм барона Харконнена. Сначала на актера Кеннета МакМиллана надевали подвесную систему, которая должна была помочь ему левитировать, потом накладывали силиконовую конструкцию весом в 68 килограмм, которая превращала его в ужасно толстого монстра и придавала всей конструкции вид трясущейся живой плоти. И только поверх всей этой системы одевался костюм. Процесс одевания костюма занимал полтора часа, после чего актеру предстояло просидеть в кресле гримера Де Росси (Gianetto De Rossi) еще три часа, превращаясь в ужасного барона Харконнена. Все вместе весило 200 килограмм, и актера приходилось возить на специальной укрепленной тележке с металлическим упором, потому что в этом одеянии ходить он не мог. Позже он научился управляться с этой махиной, но на лестнице ему все-таки приходилось помогать. Во время съемок в жаркой Мексике МакМиллан сбросил 8 килограмм. Дизайнеры Рингвуда создали для него костюм с водным охлаждением, похожий на тот, что сделан в НАСА для пилотов, но МакМиллан отказался его надевать, посчитав, что это будет против реализма персонажа – жара делала Кена злее. В кадре он почти все время проводил на тросах либо на платформе. Для сцены со Стингом, когда барон облетает паровой душ, была придумана специальная система, вращающая тросы с бароном вокруг душа. Сверху на конструкции сидел человек, и просто с помощью круглого рычага вращал всю систему, как вы вращаете себя в люльке колеса обозрения в парке аттракционов. Для этого фильма были закуплены черные тросы, которые не блестят от света. Тогда еще не был технологии удаления тросов на компьютере, поэтому нужно было сделать тросы максимально невидимыми. Практически все сцены с летающим бароном сняты сразу в декорациях. И только одна – сцена его полета в пасть песчаного червя – снималась на фоне синего экрана. Одна и пожарных станций в Мехико как раз в то время делала ремонт, и нашла в своих складах полсотни мешков для трупов, которые уже были использованы. Тел в них, конечно, не было, но оставались ошметки сгнившей плоти и жидкости, которые истекают из подгоревших тел. Мешки отмыли, вычистили, и сшили из них плащи навигаторов, правда, актерам не сказали о страшном происхождении их костюмов. Съемка Фильм за некоторым исключением был снят на мексиканской студии Churubusco Studios, одной из самых больших студий в мире. К концу съемочного процесса для фильма были заняты все восемь павильонов студии, на которых за это время одну за другой воссоздали 75 различных локаций фильма. Бюджет фильма составлял $43 миллиона, для участия в массовке были заняты двадцать тысяч местных жителей, количество основных ролей со словами достигало 39 и в них были заняты звезды не последней величины: Франческа МакГиллис (Francesca McGill), Кеннет МакМиллан (Kenneth MacMillan), Шон Янг (Sean Young), Кайл МакЛахлан (Kyle MacLachlan), Макс фон Зюдов (Max Von Sydow) и Стинг (Sting). Кроме студийных съемок также были сделаны и натурные. Их организовали в двух местах: Лас Агилас и пустыне Самалаюка. Лас Агилас – это пустыня, возникшая на застывшей лаве, оставшейся после извержения доисторического вулкана. Серый мелкий песок, покрывавший твердую лаву, необычно поднимался и висел в воздухе, когда по нему ступали. Локацию пришлось основательно почистить – на ней местные жители организовали стихийную свалку трупов домашних животных, поэтому съемочная группа называла это место «свалкой мертвых собак». Пустыня Самалаюка представляла собой совсем другую проблему: в ней было очень жарко. Здесь снимали сцены в племени фременов, поэтому актерам в этих сценах приходилось носить резиновые костюмы. Температура воздуха достигала 50С. До начала съемки триста человек проползли ее на карачках, убирая все камушки, кактусы и другую растительность. Удивительно, что за время съемки только семь человек получили тепловые удары, и только одному из них потребовалась серьезная медицинская помощь. Модели Модели для «Дюны» делали одновременно в нескольких мастерских: под руководством Брайана Смитиса и под руководством Эмилио Руиза (Emilio Ruiz del Rio). Сначала над фильмом работала студия Джона Дайкстры (John Dykstra) Apogee, но потом что-то не сложилось, и Apogee отказались от работы над «Дюной». Брайан Смитис стал главным супервайзером моделей, и он довольно быстро организовал все производство – буквально через месяц после его прибытия в Мексику вся мастерская уже работала. Эмилио Руиз отвечал за большинство моделей «Дюны» и он был мастером своего дела. Одной из самых сложных задач был провоз нужных материалов в Мексику – таможня часто задерживала посылки на несколько дней, допытываясь, куда мастерская собирается использовать эти странные, экзотические, а иногда и опасные субстанции. Корабль Атридесов Часть этого кадра - лестница и пространство перед ней на заднем плане, а часть - модель корабля – на переднем. Актеры разыгрывали встречу Атридесов на четко очерченном участке декорации. Шеренги солдат, окружавших актеров в этой сцене, были сделаны из кукол высотой семь сантиметров, выстроенных в нужной последовательности рядом с моделью корабля. Таким образом, в кадре мы видим модель, занимающую большую часть кадра, и живую сцену сквозь дыру нужной формы в полу перед моделью. Иллюзия единства частей достигается правильно выбранным ракурсом камеры, размером модели и перспективой расположения совмещаемых частей изображения. Позади большой модели стояли модели меньшего размера, создающие иллюзию перспективы. Конструкция корабля оказалась довольно сложной. Из-за его формы с ним пришлось повозиться. Солдатики на переднем плане были отлиты из латекса по одному глиняному оригиналу. Для создания большого количества солдатиков было создано несколько форм, чтобы их можно было отливать одновременно. Модель и декорация совпадали по цвету, рисунку и ракурсу, так что при взгляде сквозь линзы камеры вся картинка казалась единой. Обычно модели и актеров снимали отдельно, и потом совмещали с помощью масок и оптического принтера, попутно корректируя цвет, чтобы привести всю картинку в единство. Но Эмилио Руиз посчитал, что эффект совмещения модели и актеров можно сделать сразу «в камере». Традиционная система с применением комбинированных съемок позволяет снимать быстрее, поскольку, в описанном здесь случае нужно удостовериться, что и модель, и люди на заднем плане занимают нужные позиции, никто не скрывается за полом, на котором разместилась модель, и все очень четко отрепетировано. Но применение такой технологии очень экономило время на постпродакшн и деньги. Продолжение следует...

Nick: Иллюзии «Дюны» Дэвида Линча. Часть 2 Город Арракин На парковке футбольного стадиона «Ацтек» построили леса, на которых располагалась огромная модель скалы и замка размером почти девять на четыре метра. Вернее, это была не полная модель, а только ее передняя панель, все остальное в данный момент было не нужно. Здесь Эмилио Руиз применил ту же самую технологию, расположив камеру, модель и реальную декорацию так, чтобы декорация, расположенная на расстоянии 109 метров от камеры и ставшая сценой для актеров, при нужном ракурсе камеры казалась продолжением модели, причем, в нужном масштабе. Там, в прорези модели, зритель видел лестницу перед огромным дворцом, который высечен в скале. Еще одна огромная модель города (размером 12 на 8 метров) со скалой и замком в центре была сконструирована на стоянке студии. На этот раз модель была полной, а такие размеры были необходимы для съемки пиротехники: взрывов и пламени. Для воссоздания взрывов отдельные части модели были распилены и ослаблены, наполнены песком и мелким мусором, чтобы при взрыве все это поднялось в воздух и выглядело реалистично. Корабли Харконненов Огромная модель флагманского корабля Харконненов возвышалась на одиннадцатиметровой башне на расстоянии четырех с половиной метров от камеры. Дверь корабля, через которую должны были выходить солдаты Харконненов, была сделана в виде полноразмерной декорации на расстоянии 90 метров и совпадала по ракурсу с моделью. Изначально использовать кукол в этой сцене не планировали, но потом решили заменить почетный караул у корабля куклами, поэтому в последний момент пришлось все-таки лить кукол нужного размера. Нужно было сделать 500 кукол за восемь часов – именно столько оставалось до начала утренних съемок этой сцены. Последнюю фигурку Эмилио Руиз установил в миниатюру за минуту до начала съемки. После чего обнаружилось, что на площадке нет достаточного света для съемки этой сцены. Съемку вели ночью, расстояние между моделью и полноразмерной декорацией требовало прикрыть диафрагму камеры, что, в свою очередь, требовало увеличить поток света для нормального освещения сцены. Пришлось использовать еще и свет фар машины. Эта сцена также снималась у стадиона «Ацтек». Скала спасения Модель скалы почти достигала размеров три на пять метров и делалась для того, чтобы создать иллюзию перспективы в сцене, когда Пол и его мать, пытаясь спастись от червей, бегут к скалам. Эта сцена была снята за одну ночь с использованием ветродува и песка. Замок на Каладане Эта модель должна была показать экстерьер Каладана, чтобы потом можно было показать интерьер замка Атридесов. Нужно было отразить то, что Каладан – это планета, где много воды - для контраста с тем местом, куда должна была забросить обитателей этого замка судьба в самом ближайшем будущем. Замок располагался на краю утеса, обрывавшегося в море. Нужно было показать буйство стихии на Каладане: шторм, ветер, дождь и вспышки молний. Модель достигала более полутора метров в высоту и находилась на восьмиметровой модели утеса, о который должны были разбиваться волны. Также был построен бассейн, размеры которого достигали 23 на 18 метров и система лопастей, которые гнали огромные волны на утес с помощью нескольких работников сцены. Перед лопастями были сконструированы четыре желоба, которые разбивали большие волны на более мелкие. Съемку замка вели ночью на фоне нарисованного неба, искусственного дождя и молний. Фремены в пустыне Эту модель сделали, чтобы снимать как есть - без дополнительных эффектов и комбинации со съемкой на натуре или в декорациях. Модель представляла собой каменную стену, которая выводит фременов прямо в пустыню. Этот фрагмент показывал армию фременов, выходящую на охоту за червями и собирающуюся использовать их как средства передвижения. Для воссоздания фактуры скалистой стены, Эмилио Руиз выбрал несколько кусков реальной скалы, совпадающих по размеру и имеющих нужную фактуру. Ассистенты из его модельной мастерской сняли слепки этих частей с помощью штукатурки, чтобы позже воспроизвести в мастерской фактуру стены. Фигурки людей – это куклы высотой до семи см., которые были приклеены к полоскам кожи, как к конвейерной ленте. Эти полоски поместили параллельно друг другу и тянули по проволочной «рельсе» с помощью системы из рычага и резиновой передачи. Модельки снимали с ветродувами и песком, чтобы создать иллюзию пустынного ветра. Скорость съемки подбирали методом тыка – движения игрушечных солдатиков должны были выглядеть реалистично. Реальную пустыню снимали у города Хуареза. Здесь она была очень похожа на ту, что создавали миниатюрщики в павильоне. Нужно было снять несколько сцен с актерами, которые можно было бы врезать в кадры миниатюрной армии, чтобы показать, что происходит в той текущей массе людей. Эти кадры снимались без каменной гряды на заднем плане, но с постоянно движущейся массой людей до самого горизонта. Для этого всю конструкцию столов с миниатюрными солдатиками вынесли в пустыню. Камеру установили на высоте пяти метров от песка, и вся конструкция строилась для этого ракурса. Для съемки кукольной армии фременов на заднем плане сделали большую раму, а на конвейерную ленту наклеили 4 тысячи латексных солдатиков высотой в два с половиной сантиметра. Но арт-отдел немного просчитался – солдатиков было нужно в три раза больше, поскольку конвейерная лента должна была вращаться - часть солдатиков некоторое время проводила под столом, а не в кадре. Кроме того, латекс оказался очень хрупким материалом, он быстро изнашивался под воздействием местного солнца и перепадов температур. Поэтому во время съемки на земле под столом оказалось больше солдатиков, чем на конвейерной ленте. Перед всей системой поместили вентиляторы, а позади – нарисованный фон с инопланетным небом (земное небо выглядело слишком по-земному). Лайнер Гильдии навигаторов Это был огромный корабль, поэтому и модель должны быть большой. Эмилио Руиз повторил фокус с перспективой, создав одиннадцатиметровую модель и водрузив ее на платформу высотой девять метров. Реальная декорация, воспроизводившая дверь корабля, через которую выходили люди, располагалась на расстоянии 75 метров от камеры, модель же снимали с расстояния 4,8 метров. В полу, на котором располагалась модель, была сделана дыра нужного размера, чтобы были видны люди, выходящие из двери корабля и идущие к камере. Пол декорации совпадал по цвету и освещенности с полом модели, на него нанесли метки, чтобы люди не выходили за нужные пределы и не скрывались за полом модели. Ноги корабля созданы из гидравлических трубок, потому что в момент взлета они складываются. После посадки из пуза корабля выдвигается цилиндрический лифт, из которого и выходят люди. Поскольку камера располагалась под животом корабля, она видела горизонт и огни города на заднем плане. Для создания флота кораблей Атридесов, для сцены их сбора на борту лайнера Гильдии навигаторов было сделано несколько кораблей, которые снимали с помощью системы контроля движения на фоне хромакея. Система контроля движения была очень простой – все расчеты скорости и расстояния рассчитывались на калькуляторе вручную. Потом их вводили в систему с помощью кнопок. Все, что делала система – вела камеру по прямой до определенного места, а потом останавливала. Но здесь также применили и более простую технологию: одну модель сняли на фоне черного бархата, а потом распечатали в разных размерах, вырезали и приклеили на стекло, чтобы создать иллюзию множества кораблей на заднем плане. Харвестеры Харвестеры делали модельмейкеры мастерской Брайана Смитиса. Изначально модель харвестера была создана испанским скульптором в гипсе. По этому макету были сделаны формы, с помощью которых из оргстекла отлили несколько моделей, добавили деталей из резины и металла, и раскрасили так, чтобы она выглядела бывшей в употреблении и грязной. Модели снимали на фоне нарисованного задника с использованием ветродува, гнавшего смесь из настоящего песка из мексиканской пустыни, бесцветного наполнителя для гелей и масел под названием фуллерова глина (или флоридина) и миниатюрных стеклянных шариков. Все модели снимали с ускоренной скоростью, чтобы на экране они казались большими. Модели харвестеров были трех разных размеров: от 10 см до большого – более полутора метров в длину. Один из харвестеров был сделан из воска, чтобы его легко можно было сломать. Эта модель снималась в сцене разрушения харвестера песчаным червем. Орнитоптер Самая большая, полностью функциональная модель орнитоптера Атридесов была сделана студией Джона Дайкстры. Ее снимали в сцене взлета. Другие модели разных масштабов использовались в разных сценах полета герцога Лито Атридеса над пустыней. Также были созданы и орнитоптеры Харконенов. Снимал эти модели Брайан Смитис. Дворец Императора Сцены с видом императорского дворца изначально в сценарии не было, но продюсер фильма Рафаэлла де Лаурентис (Raffaella De Laurentiis) и Дэвид Линч решили, что такой вид был необходим для демонстрации величия Императора. Поэтому дополнительно был построен дворец, который по стилю оформления бы находился в единстве с тронным залом, находящимся внутри этого здания. Художник-постановщик фильма, испанец Бенджамин Фернандез (Benjamin Fernandez) сам построил эту модель ближе к концу запланированной съемки моделей, уже в январе 1984 года, он управился за неделю. Песчаные черви и другие создания Карло Рамбальди Аниматронные куклы для фильма были созданы итальянским киномагом Карло Рамбальди (Carlo Rambaldi), также сделавшим в свое время Кинг-Конга (для римейка 1976 года) и И-Ти – инопланетянина для одноименного фильма Стивена Спилберга (Steven Spielberg). На съемках «Дюны» Линча в ведении Рамбальди были песчаные черви, мутировавшие навигаторы и зародыш Алии – сестры Пола Атридеса. Черви были сделаны из резины и алюминиевого каркаса, самый большой из них был способен открыть пасть, показав несколько рядов огромных зубов. Эта кукла достигала шести метров в длину и управлялась с помощью кабелей и гидравлики. Также имелся набор среднеразмерных червей, способных только извиваться и полдюжины мелких – для заднего плана. Эти червяки ползли по «рельсу», прорезанному в столешнице, если их тянуть за леску. На них было потрачено довольно много дублей, потому что каждый раз то один, то другой застревал в пазах и портил дубль. Пазы были присыпаны миниатюрными стеклянными шариками, которые легко поднимались в воздух, поэтому все члены съемочной группы носили маски – чтобы не вдохнуть их в легкие. Производственная группа скупила все маски в Мехико, и их пришлось заказывать из другого района страны. Почти все созданные для фильма черви появляются в сцене, в которой они прорываются внутрь скалистой гряды – ко дворцу на Арракисе. Кроме аниматронных червей были созданы еще отдельные их части в виде декораций, эти панели, демонстрировавшие нам крупным планом панцирь огромного зверя, использовались в ценах с людьми непосредственно у червя или на нем. Зародыш Алии был сделан из пенорезины, а рот куклы, шея и руки двигались с помощью кабельной системы. Внешность аниматронной куклы была сделана похожей на юную Алисию Уитт, исполнительницу роли Алии. Навигаторы Гильдии были также аниматронными куклами из пенорезины и металлического каркаса. Полноразмерный навигатор третьего уровня, созданный для одной из первых сцен фильма, достигал в длину четыре с половиной метра и имел сорок двигающихся суставов, которыми управляли двадцать два кукловода, прятавшихся в задней части его огромной задымленной «колбы». Также в арсенале съемочной группы было несколько меньших по размеру кукол навигаторов для других сцен фильма. Пиротехника и другие эффекты В фильме довольно много пиротехники, как полноразмерной, так и миниатюрной. За механические эффекты отвечал Ким Уест (Kim West), ранее получивший «Оскар» за свою работу в фильме «Охотники за ковчегом» (1981). Миниатюрные заряды, взрывавшиеся в модели Арракина, были сделаны из пороха и бензина. А вот взрывы в пустыне должны быть звуковыми, поэтому там пламени не предполагалось. Пиротехники знали, где заложены заряды, они сидели с кнопками и ждали, пока кто-нибудь из массовки не окажется достаточно близко к заряду. Плотный черный дым создавался с помощью горящих автомобильных шин – сегодня это запрещено из-за того, что этот дым наносит ущерб окружающей среде, но тогда это был единственный способ получить тот эффект, который требовался режиссеру. Для создания «Дюны» также использовались и matte painting. Супервайзером сцен с использованием картин был знаменитый Альберт Уитлок (Albert Whitlock), работавший над такими фильмами, как «Птицы», «Гинденбург», «Штамм «Андромеда», «Аэропорт 77» и другими. Для «Дюны» он собственноручно написал только одну картину. Остальные были написаны под его руководством другим известным художником – Сидом Даттоном (Syd Dutton). Самым дерзким шагом съемочной группы было создание большого синего экрана на заднем дворе киностудии. Дерзким, потому что в те времена было сложно создать качественную маску с помощью синего экрана, освещенного солнцем. Проблема в том, что в солнечном свете слишком много красных волн, что делает сложным работу с хромакеем. Но Барри Нолан был профессионал своего дела, он знал, что делать с этой пленкой, он рассчитывал на черные костюмы актеров, которые должны были помочь обойти загрязнение хромакея красным светом солнца. Кроме того, синяя краска, использованная для создания задника, имела определенный оттенок. Эти сцены снимали неделю – то два часа в день в одно и то же время, чтобы светотеневой рисунок сцены оставался неизменным. Несмотря на провал в прокате и негативные отзывы критиков, «Дюна» стала культовой лентой. Фрэнк Герберт, благословивший Линча на съемку, остался очень доволен фильмом. В интервью он говорил, что от первого кадра до последнего, фильм Линча полностью отражает дух его саги. -------------------------- Источник



полная версия страницы